Вологодский ветеринарный центр

ул. Воровского 10 8 (8172) 72 77 20

ул. Ленинградская 150 8 (8172) 52 28 64

vologdavetcentr@ya.ru

Переливание крови или ее компонентов (Гемотрансфузия)

Гемотрансфузия(ГТ) – это  переливание цельной крови или ее компонентов ( чаще всего эритроцитарная масса или плазма).

Давайте поговорим, в каких же случаях необходимо переливание крови, а именно показания и противопоказания для переливания крови у животных.

Показания при гемотрансфузии

• Абсолютные

Если ГТ не будет проведена, больной погибнет (анемия, массивная кровопотеря, гемморагический шок)

В данном случае, противопоказаний практически нет, кроме отека легких, кровоизлияния в мозг)

• Относительные

Больной может поправиться и без ГТ (предоперационная подготовка, ХПН и др.)

Противопоказания: патологии сердечно-сосудистой системы, аллергические реакции, повышение свертываемости крови)

Группы крови у собак и кошек. Банк крови.

Всего у собак выделяют 7 групп крови, каждая из которых определяется по антигенной принадлежности: А, В, С, D, Е, F и G. Принадлежность к той или иной группе крови, как правило, не имеет значения, когда требуется процедура переливания. Было установлено, что у собак естественно возникающие антитела – очень редкое явление, и даже если их обнаруживают в сыворотке, то только в низких титрах либо вступают в реакцию в условиях температурного режима, отличающегося от температуры тела животного. Таким образом, не более, чем у 15 процентов собак наблюдаются естественно возникающие антитела к группам крови и их появление не нужно путать с приобретенными антителами. Отличие первых состоит в том, что их появление никоим образом не связано с проявлением иммуностимуляции, в то время, как приобретенные сопровождаются мощной иммунной реакцией, которая может возникнуть, например, при введении в организм несовместимой крови. Именно эти особенности и объясняют практически полное отсутствие реакции на первую трансфузию при переливании пациенту несовместимой крови.

Группы крови у кошек

Главная группа крови у кошек состоит их трех типов и обозначается как АВ. Обладателями группы крови А в большинстве своем являются домашние коротко- и жесткошёрстные кошки. У них крайне редко с сыворотке крови можно наблюдать значительный уровень естественно возникающих антител. Что касается кошек с группой В, у них, наоборот, присутствует большое количество естественно возникающих антител к А-антигену, но кошки с такой группой крови встречаются очень не часто.

Банк крови у животных

К сожалению, альтернативы человеческим банкам крови в ветеринарии пока не существует, поэтому зачастую владельцы и сами ветеринарные врачи вынуждены искать доноров самостоятельно. Далеко не каждое животное способно стать донором. Существует опасность для реципиента, ведь у донора может быть инфекционное заболевание, возможна несовместимость крови донора и крови реципиента. Но необходимость в переливании, как правило, выше, чем потенциальный риск.
Банк крови должен иметь не только запасы крови доноров,  но и дорогостоящее оборудование, а именно аппараты производящие плазмоэкстрацию и плазмофорез, центрефуги для отделения эритроцитарной и тромбоцитарной массы в пакетах, ну и врача трансфузиолога.

Тесты на совместимость

Чаще всего в ветеринарной медицине льют цельную кровь, для предотвращения реакций организма на введения крови и определения совместимости крови необходимо взять кровь донора и кровь реципиента и провести дополнительные исследования, в нашей клинике проводят 2 пробы: проба на агглютинацию на поверхности и проба с 33 % полюгликином.

Наша клиника сотрудничает с несколькими кинологическими организациями, где собаки служат донорами, и если владелец животного желает, помочь другим, то необходимо  соблюдать несколько условия для реципиента:

• возраст 2—6 лет;
  • у кошек, вес не менее 3 кг, у собак — не менее 15 кг;
  • наличие действующих прививок;
  • отсутствие хронических заболеваний, носительства вирусных, бактериальных инфекций (подтверждается лабораторно);
  • удовлетворительное клиническое состояние;
  • с гематокритом не менее 40.

Принимать решение о том, необходимо ли вашему питомцу переливания крови может только врач на основании оценки общего состояния животного и клинический анализа крови.

Здоровья вам и вашим питомцам!